Регистрация  |  

Андрей Лапин – экскурсовод в мир, где нет виноватых, а есть те, кто что-то не умеет, но может научиться.

“Мне нравится наблюдать, когда люди становятся красивыми – настолько я еще не совершенен и эгоистичен”.

Что такое тантра - искусство любви или тайная эзотерическая школа? Нужно ли отправляться в Индию и получать посвящение для того, чтобы стать причастным к этой традиции? Чем отличается гуру от учителя, и можно ли гарантировать достижение просветления? Об этом и многом другом рассказывает Андрей Лапин, “официальный” представитель направления Санатаны Дхармы в России, более 10 лет проводящий семинары по тантрическим практикам, очаровывающий аудиторию способностью шутить в любой ситуации и обладающий редким даром смешно говорить на “серьезные” темы.

Замечали, как иногда, увидев незнакомого прежде человека, появляется ясное ощущение, что ваши жизненные пути неизбежно пересекутся, хотя, казалось бы, вероятность этого не так уж и велика? Это как раз именно та ситуация. Однажды вечером, сидя перед телевизором и бесцельно нажимая кнопки пульта, я случайно увидел в ночной программе Дмитрия Диброва человека, которому посвящен этот рассказ. В тот вечер я совершенно ясно понял, что наши жизненные дороги не могут не сойтись. Я не ставил перед собой задачи найти этого человека. Более того, с тех пор я о нем ничего не слышал. Он исчез из внешнего пространства моей жизни, оставив, как семечко, лишь след в памяти. Прошло несколько лет. Ситуация благодаря которой произошла наша встреча, сложилась сама собой. Я не прилагал больших усилий для того, чтобы создать ее. Считается, что искусство двигаться по жизни состоит в том, чтобы не впадать в крайности. С одной стороны не пытаться “идти на пролом” к поставленной цели, полностью игнорируя то, насколько благоприятна ситуация. В то же время не позволять складывающимся событиям покорно нести себя по течению. Использовать его энергию, как транспорт, до тех пор, пока течение приближает тебя к цели, но как только оно сворачивает в сторону, приложив усилия, покидать его. Если воспользоваться такой моделью, можно сказать что, что к Андрею Лапину меня “принесло”, а я лишь немного подгреб. И был вознагражден интересным и полезным общением - чем и делюсь в этом рассказе. К сожалению, не могу передать интонации и мимику Андрея, которые имеют не меньше значения, чем его идеи, и атмосферу юмора и веселья, не оставляющую никаких шансов серьезности - неизбежной спутнице обсуждения подобных тем.

Кем ты сам себя считаешь – учителем, гуру или может быть просто обычным человеком?

Могу так сказать: существует самый настоящий социальный институт гуру. В моем понимании гуру – это тот, кто берет на себя ответственность за пришедшего учиться человека. Распространено мнение, что главная сложность состоит в том, чтобы попасть к настоящему к гуру. Но если повезло, и тебя взяли - результат гарантирован. Останется лишь делать то, что тебе будут предписывать - и ты достигнешь. Мой опыт показывает, что невозможно спрогнозировать результат, невозможно дать никаких гарантий. Если бы все зависело только от правильного метода, просветление просто поставили бы на конвейер и даже преподавали в школах. Но в действительности, предсказать ничего невозможно. Поэтому гуру я себя не считаю.

Что касается учителя, то если как преподаватель или школьный учитель, к примеру - учитель химии, то, наверное, да. Но если имеется в виду Учитель с большой буквы, то конечно нет. Я могу делиться своим опытом – рассказывать, что происходило со мной. Если другие будут делать то, что я показываю, то, возможно, с ними тоже это произойдет. Я бы назвал это гидированием (от слова гид, экскурсовод). Я могу рассказать, где я был и как я туда попал. Например, я знаю, что пережил некий опыт, потому что определенным образом сидел и определенным образом дышал, и я говорю – попробуйте, может быть получится и у вас.

Во время лекции ты постоянно шутишь и о, казалось бы, серьезных вопросах говоришь совершенно не “серьезно”, это намеренно и если да, то какую ты этим преследуешь цель?

Во время занятий я шучу специально, потому что человеку, интересующемуся “знаниями” свойственно создавать для себя образ Учителя. Если воспользоваться терминологией дона Хуана – существует человеческая матрица – набор представлений, и, в частности, о том каким должен быть учитель. Например Иисус при жизни был очень веселым и живым человеком. Он проводил время с девчонками, пил вино. А в кого, впоследствии, его превратили священники? В отполированный лубочный образ! Гетте сказал, что самый большой грех это превращение учения Иисуса в социальный институт – в церковь, которая имеет свои собственные интересы: финансовые, политические, экономические, и т. д. И она развивается, руководствуясь именно этими интересами, а идеи, которые лежали в основе учения служат лишь прикрытием, ширмой. В 80-е годы я ездил по христианским монастырям, проводя в них по несколько месяцев, для того, чтобы погрузиться в традицию. Закончилось все глубоким разочарованием. Я увидел, что происходящее в православных монастырях не имеет ничего общего с идеями Иисуса. Реальные люди, живущие там, отличаются от обычных людей лишь одеждой и лексиконом: нужно только заменить слова “деньги”, “женщины”, “машины” на слова “молитва”, “пост”, “бог” и т. п. А сами люди остались теми же – с теми же проблемами, с тем же восприятием. Тогда я понял, что нужно не уходить в монастырь, а разбираться с собой и со своей жизненной ситуацией, решать свои проблемы, а не зашпаклевывать, не заштукатуривать их какими-то практиками.

Стремление “обожествлять” учителей довольно распространено. Подобные ситуации я не раз наблюдал в Индии. После того как умирал (уходил) мастер, последователи очень быстро создавали его образ, лишенный недостатков и не имеющий ничего общего с тем человеком, который в действительности жил. И это происходило буквально на моих глазах. Другая крайность это думать, что учитель должен быть циником и не иметь ничего “святого”. Суфии по этому поводу говорят - нужно любить воду больше чем кувшин. Мастер это просто “кувшин”, содержащий его опыт. В противном случае это похоже на то, как если бы человек, вместо того, чтобы слушать музыку, стал восторгаться кнопками на магнитофоне.

Получается, ты сознательно стараешься разочаровывать в себе окружающих?

Да, можно так сказать. Многие так называемые “учителя” позволяя ориентированным на них людям создавать из себя “идолов”, в действительности занимаются тем, что тешат свое эго. В результате происходит коллективный самообман. И тогда происходящее ничем не отличается от обычного сновидения.

Но, наверное, довольно тяжело не поддаться такому искушению? У тебя не возникает никакого внутренней борьбы между желанием побыть в приятной роли Учителя и Великого человека?

Если в тебе нет той части, которая хочет этого, то тогда не тяжело. Когда я смотрю в телескоп на звезды, то для меня очевидно, что я просто ничтожная пылинка во вселенной. И думать – Я великий – просто смешно. Я чувствую, скорее, ощущение стыда и неудобства, когда меня пытаются “возвести на пьедестал”. Я считаю себя обычным человеком. Я не вижу никакого величия в том, что я пережил некий опыт. И я продолжаю его переживать, когда говорю сейчас с тобой, или когда занимаюсь другими делами. Но ничего великого в этом нет.

О каком опыте ты говоришь? Расскажи подробнее.

Это и есть главная практика. Йогонанда говорил, что если человек что-то ставит на второе место, то фактически для этого не остается никакого места, так как то, что стоит на первом месте забирает все. Например, можно делить время таким образом: работать весь день, а 15 минут или час, или 10 часов уделять медитации. Если – главное это работа, то даже медетируя, делаешь это как то - на что выкроил время. Но если главное – медитация, то даже 15 минут медитации проникнут не только в работу, но пропитают и заполнят собой весь день. У суфиев есть такая метафора – быть тайно влюбленным в бога. Суфий работает, например, ткет ковер, но для него это вторично. Он непрерывно пропитан ароматом медитации.

Но есть и третий способ. Когда жизнь не разделяется на практику и мирскую жизнь. Все действия воспринимаются как разные виды практики. Тогда человек обречен (в позитивном смысле) все время находиться в контакте с осознаванием, в присутствии. В гите Кришна говорит: все имеет корень во мне, но я не имею корней. У Кастенеды похожее называется Намерение т.е. нечто безграничное, вечное. Это как в дзен-ходьбе – идешь, и все время ступнями ощущаешь контакт с землей. Часть внимания все время похищена ступнями. Когда удается ощущать это присутствие непрерывно, тогда любое занятие неизбежно будет превращаться в практику.

А поподробнее, что это за состояние - свобода от мыслей, от чувств?

Свобода не в том смысле, что их нет, а в том, что ты не обусловлен мыслями и чувствами. Они не являются частью меня, не заставляют что-то делать. Мысли приходят и уходят – это работа ума. Я предоставляю своим мыслям возможность существовать самим по себе. Свобода заключается даже не в том, что в ситуациях вызывающих гнев или раздражение я растождествлен с этими состояниями – их просто не возникает. Появляется лишь сигнал о том, что может возникнуть гнев или раздражение. Это как предложение поучаствовать в этом процессе. Но я не поддерживаю его, не играю в эту игру. И тогда не возникает никакого гнева.

Это похоже на то, когда едешь по шоссе, и на обочине возникают рекламные щиты, предлагающие, например, купить сникерс. Если сравнить рекламные шиты с мыслями, то реакция обычного человека такова – увидел рекламу, и сразу идет покупать предлагаемый товар (действовать согласно пришедшей в голову мысли). Обычный человек все время проживает мысли. Хватается за них.

Но можно не бросаются покупать рекламируемый товар. И для этого не нужно находиться в “пустоте” - ты видишь все мысли, но они тебя просто не задевают. Интересно, что реакции, несущие позитивные следствия остаются. Все позитивные эмоции, такие как радость, восторг не просто продолжают присутствовать в жизни человека - их доля возрастает! В то время как от негативных состояний ты становишься как бы стерилен. Дон Хуан говорил – я могу также плакать, как и смеяться, но я выбираю смеяться, потому, что это полезней.

Существует три способа реагировать – для людей слабых способностей, средних и сильных. Эта классификация относится к любому человеку и зависит от его состояния. Человек слабых способностей, разгневавшись или испугавшись, разбирает эту ситуацию на следующий день, делает из нее выводы и устраняет негативные последствия. Уже после ситуации.

Человек средних способностей, потерявший состояние равновесия пытается нормализовать свое состояние, находясь в самой ситуации.

Третий вариант, это когда негативное состояние, возникает как зародыш (семя) и исчезает само по себе. Обусловленная часть человека предлагает эту реакцию, но ты с ней не взаимодействуешь. И тогда не с чем бороться. Это можно сравнить с падением снега на поверхность океана. Падая на землю, снег скапливается, образуя сугробы, а попадая в океан, он просто исчезает, не оставляя следов.

Проверить себя можно в жизни. Те, кто сидят по комнатам, занимаясь только медитацией, делают треть необходимой работы. Выйдет такой человек на улицу, а на него из под забора зарычит собака – и медитация пропала. Поэтому необходимо интегрировать медитативность в экстремальные ситуации. Развитие человека это изменение его среднего состояния а не пиков, не максимума. Уйдя в пещеру можно достичь глубоких состояний, и это тоже хорошо. Но если человек остается прежним в метро, на работе, с родителями, в семье, ругаясь с соседями, это означает, что средний уровень не изменился. Изменилась лишь способность к пиковым состояниям – способность совершать экскурсии. Среднее состояние тестируется в неожиданных ситуациях.

Эволюция человека – это изменение его обыденного, повседневного, фонового состояния. Человек устроен очень сложно, он состоит из многих “частей” и “систем”. Среднее состояние человека является результатом совместной работы всех этих “систем”, вклад в этот результат вносит каждая “частица” человека. Оказывается, что путь к гармонии – это изменение всего человека, а не только какой-то его части.

Ошибочное чувство собственного “духовного роста” часто появляется по вполне реальным причинам. Одной из таких причин для ложного ощущения прогресса являются необычные переживания, которые случаются во время медитации или какой-либо психотехники. При этом, например, видят Божественный Свет, чувствуют вселенскую любовь, ощущают космические потоки энергии, очень тонкие состояния и т.д. Также причиной для необоснованного ощущения духовного прогресса может стать раскрытие необычных способностей типа ясновидения и т.п.

Но ведь всё это – не более, чем расширение возможностей восприятия. Например, если в медитации вам удалось увидеть Божественный Свет, но в то же время ваш близкий родственник, как и прежде, повергает вас в депрессию, значит, изменились не вы, а только ваша способность видеть Божественный Свет. В этом случае меняется способность воспринимать, но сам человек, – т.е. тот, кто воспринимает, тот, кто действует, – не меняется, остаётся прежним.

Достижение высоких состояний похоже на экскурсию сознания в далёкие и желанные миры, но экскурсия – это ещё не изменение места постоянного жительства, не изменение всего человека целиком... (Стоит заметить, что бывают редкие случаи, когда даже однократное подобное переживание меняет целиком всего человека; в этом случае всё тот же родственник, который прежде постоянно вас раздражал, внезапно и навсегда перестаёт быть для вас “камнем преткновения”.)

Второй причиной для ложного ощущения прогресса является кажущееся изменение среднего состояния. При этом у человека улучшается его обычное настроение, меняются его интересы, отношения с окружающими людьми, весь образ жизни... Однако это может быть просто результатом замены одних привычек, одних стереотипов другими. В этом случае меняется род деятельности и переживаний, но тот, кто действует, кто переживает, – т.е. сам человек – не меняется, остаётся прежним.

Например, вас прежде заботили “деньги” и “женщины”. Теперь вас искренне интересуют “медитация” и “просветление”. Это значит, что изменились ваши интересы, но это ещё не значит, что изменились вы сами. Это всё равно, как если бы раньше вы в руке грубо сжимали деревянную ложку, а теперь, вместо неё, вы изящно держите серебряную вилку. Но голод от этого не прошёл!

Такие изменения похожи на “оштукатуривание” своего сознания. Его идеальная зеркальная поверхность погребена под слежавшимся слоем старого хлама, который называют “личностью”. Так вот, человек начинает наваливать на этот хлам ещё один новый слой: новые техники, методы, мировоззрения... Постепенно поверхность становится идеально гладкой, почти зеркальной. Техники работают, и человеку кажется: “Я изменился!”

Этот новый слой прирастает так, что его невозможно отличить от самого себя, и только в экстремальных ситуациях может проявиться старое “дно”, погребённое под слоем того, чему научился, к чему привык. Для разных людей нужны разной силы удары, чтобы “штукатурка” отлетела, обнажив реальность. Например, неожиданный сильный испуг. Самый сильный и всегда гарантированный удар для любого человека – это его собственная смерть. Но ведь не обязательно её ждать, чтобы узнать, в каком состоянии вы находитесь...

Ты имеешь какой-нибудь официальный титул?

Да, я официально посвящен и являюсь ачарьей - руководителем традиции Санатаны Дхармы (что можно перевести, как вечная религия) в России. Суть Санатаны Дхармы можно передать через следующим образом: если взять все существующие религии и убрать из них все, отличающее их друг от друга, тогда то, что останется и будет Санатана Дхармой. Это направление Тантры привлекло меня своей ясностью и красотой. Санатана Дхарма заключает в себе несколько принципов. Первый – кроме физического мира существует некий другой, более тонкий мир – мир энергии. Второй принцип – существуют законы этого другого мира, с которыми мы связаны через ту часть нашего существа, которая относится к тонкому миру.

В Санатане Дхарме нет ни святых, ни ритуалов, ни паломничества. Чтобы быть с ней сопричастным нет необходимости куда-то ездить. Если находясь дома человек увидел, что различия между религиями лишь видимость - он прикоснулся к этому учению. У Суфиев есть образ: истина как фонтан: он бьет из одного места, но кпли падают в разные места и в разное время. И разные люди в разное время по разному ее выражали – отсюда кажущееся различие. Необходимо понять суть учения, не придавая много значения тому, как оно выражается.

Тантра стоит на позиции, согласно которой все, что есть в человеке можно использовать для работы, более того – нужно использовать. Есть красивое сравнение – человек это поле с ростками. Каждый росток – это какое-то качество. Развитие человека – развитие всех без исключения качеств. В тантре область, связанная с сексом ничем не выделяется из других областей. Но человек западной культуры, сталкиваясь с тантрой, видит только сексуальный аспект этой школы, тогда как в классическом собрании 112 техник, лишь 3 связаны с сексом.

Позиция тантры следующая – нет греха, есть неправильное использование проявления энергии. Человека нужно ставить не в положение виноватого, а в положение учащегося. Если что-то не получилось – надо учится. И это не имеет никакого отношения к вине. Для сравнения – позиция церкви: ошибся - в АД! На вечно! Кэрол Тигс на семинаре в Лос-Анжелесе предлагала нам петь песенку (на английском): я сделал очень плохую вещь, меня накажут до смерти, а потом еще немного. Необходимо поменять такой подход на принципиально иной – не умеешь – учись. Представляешь, если бы к дону Хуану приходили ученики и причитали: дон Хуан, прости и сохрани, я нагрешил - не “сновидел” сегодняшней ночью.

Хоть я и являюсь “официально посвященным” в эту традицию, я не придаю этому большого значения. Посвящение по большому счету ничего не означает. Человек, не имеющий никакого отношения к традиции, может быть гораздо более развит, чем тот, кто десятки лет занимался разнообразными практиками. Это самое настоящее лицемерие, когда представители каких-либо школ утверждают, что для достижения реальных результатов необходимо быть в традиции, пройти посвящение и получить “официальный мандат”. Более того, мой опыт говорит, что нет нужды в Гуру, как нет нужды и в сопричастности к традиции. Я регулярно езжу в Индию, но не для того, чтобы встречаться с учителями - меня притягивает магнетизм тех мест. В них присутствует какая-то непередаваемая красота.

Какую цель ты преследуешь, проводя свои занятия?

Я стараюсь дать, как можно более подробные инструкции о том, что нужно делать, о возможных ошибках, контролирую правильность выполнения упражнений. Я провожу семинары более 10 лет. И очень многие люди, посещающие мои семинары, ездят на них не один год. Так что это не группа учеников, а скорее просто мои друзья. Не возникает противопоставления: учитель-ученик. К тому же у меня на занятиях всегда очень весело, и я получаю от этого колоссальное удовольствие. А если серьезно, то я не видел более красивых людей, чем люди, которые медитируют. Когда человек становится цельным, когда исчезает раздвоенность, исчезают внутренние границы – в такие моменты человек становится исключительно сильным и красивым, становится настоящим. Мне нравится наблюдать, когда люди становятся красивыми – настолько я еще не совершенен и эгоистичен.

Беседовал Александр Южанин

Яндекс.Метрика