Регистрация  |  

Сатгуру Свами Вишну Дэв

Путь божественной гордости

Свабхава Упадеша Чинтамани

Драгоценные наставления о пестовании истинной Природы

Вселенская община Лайя-йоги
Дивья-лока, 2004 г.

«Я — Всеведающий, Вечный, Всемогущий, Владыка всего. Я — высшая Радость и носитель знания Реальности», — таким должно быть. созерцание Брахмана. Кто один год непрестанно медитацию так практикует, тот обретет восемь великих сиддхи. А кто во все время жизни непрерывно медитирует таким образом, при жизни станет полностью освобожденным».

Шри Ади Шаикарачаръя.
«Созерцание Брахмана» (20, 25)


Предисловие

Путь пестования божественной гордости является одним из трех разделов Учения о поддержании созерцания (Праджня-янтры) в традиции Лайя-йоги. Йогин, тренирующийся в практике созерцания, ставит своей задачей добиться непрерывного удержания ума на Вселенском Источнике Бытия. На этом Пути его подстерегает множество трудностей, главной из которых является преодоление отвлечений. Наставления по практике глубокого культивирования божественной гордости, являясь драгоценным сокровищем, передаваемым в традиции махасиддхов, позволяют обрести полное Пробуждение в течение одной жизни.

Об авторе (внешняя биография*)

Сатгуру Свами Вишну Дэв — русскоязычный монах-учитель Лайя-йоги в традиции авадхутов-махасиддхов. Он также является основателем и настоятелем Монастыря йоги (Адвайта-йога-ашрам) «Гухья Самаджа».

В детские и юные годы, занимаясь медитацией, он спонтанно имел глубокие переживания не двойственности, которые в йоге описаны как «нирвикальпа-самадхи». В поисках Учений, которые бы объяснили его опыты, он обращается к западной философии, затем становится последователем Учителя индийской традиции вишнуизма, интенсивно следуя пути преданности, который приводит его к знакомству с еще более глубокой эзотерической традицией Сахаджия (индуистская тантра, ассимилировавшая идеи буддизма Ваджраяны). Параллельно, в течение многих лет, он изучает традиционный шаманизм и оккультные практики тантры.

С 1989 года он обучается Лайя-йоге в традиции сиддхов у своего коренного Учителя, а также классической Раджа-йоге и Кундалини-йоге у различных Учителей.

С 1992 г. по 1995 г. он посвящает себя аскетичной практике в уединении, благодаря которой реализовывает состояние «сахаджа-самадхи». В это время он глубоко изучает Ануттара-тантру в индуистской и буддийской традициях.

Длительная упорная практика созерцания и методов йога-тантры в течение более чем шестнадцати лет привели автора к глубокому личному опыту недвойственности, дав живое переживание тех великих истин, которые описаны в традиционных текстах.

Во исполнение воли своего Учителя с 1995 г. является основателем и Учителем Монастыря-академии Лайя-йоги, учебного заведения для монахов и монахинь.

Его перу принадлежит множество исследовательских статей, очерков, трактатов и книг. Наиболее известные из них:

~ «Сутра сердца йогической практики»;

~ «Песни Пробужденного»;

~ «Освобождающий нектар драгоценных наставлений»;

~ «Сияние драгоценных тайн Лайя-йоги»;

~ «Сокровище зеркала безмятежного океана».

С 2000 г. живет в монастырском поселении йогов «Дивья-лока» в СНГ.

В Монастыре проводит различные учебные семинары по пяти разделам (янтрам) Лайя-йоги:

~ Йога звука;

~ Йога света;

~ Йога сновидений;

~ Кундалини-йога;

~ Йога созерцания (Лайя-йога).


Введение

«Духовная практика есть ничто иное как бхава».

«Нигама Кальпананда»

«Бхава является сущностью Освобождения».

«Камадхену Тантра»

Слово «бхава» в данном контексте означает «мироощущение», «кармическое видение», «переживание себя», бытие, определяющее онтологический статус существа и делающее существ теми, кем они являются для себя.

Отвлечение в созерцании и потеря сосредоточения при практике медитации на Абсолютный Источник происходят из-за слабого влечения к объекту созерцания. Главным методом достижения непрерывного созерцания Природы Ума является взращивание постоянной устремленности и поглощенности высшими качествами Абсолютного «Я» (бхава). Благодаря практике пестования бхавы, взращиванию постоянной устремленности, йогин без труда достигает поглощения своего ума и эго в Абсолютной Природе. Поглощенность, возникающая в результате практики, дает йогину возвышенные переживания (бхаву) — ощущение величия, бесконечности, всеохватывающего могущества, бесконечной любви, сострадания, непостижимого совершенства и т.д. Возвышенное переживание является подлинной энергией любых методов практики на пути Лайя-йоги.

Благодаря непрерывному пестованию возвышенного переживания с помощью регулярных тренировок, бхава вырастает в «Великое переживание» (Махабхава). Великое переживание, заполняя сознание йогина, вытесняет все другие нечистые кармические переживания, полностью очищая ум йогина от двойственности. Подобно тому, как следы всех мелких животных растворяются в следе слона, как мелкие ручьи и реки сливаются в один океан, как свет звезд и луны меркнет, поглощаясь светом солнца, так и все кармы йогина и двойственные впечатления растворяются в Великом переживании Божественной гордости.

«Отвергнув все другие переживания (бхавы), следует обрести прибежище в Великом переживании (Махабхаве). Бхавой достигается Освобождение и высшее счастье».

«Рудра Ямала Тантра»

Когда йогин, благодаря интенсивной практике, укрепился в созерцании Великого переживания, он обнаруживает свою естественную Природу (Свабхава). Его естественное состояние (Сахаджья) является полностью свободным, чистым пространством светоносного Сознания, существующим независимо от тела, любых внешних объектов, связей и отношений.


Великое переживание

I

Естественное состояние есть бхава, бхава есть сущность естественного состояния.

II

При прямом введении в естественное состояние Учитель передает мироощущение (бхаву).

III

Бхава — особый аспект естественного состояния, выражающий мироощущение, возвышенное переживание самого себя как великого божества, наделенного беспредельным величием, могуществом и славой.

Вера есть постоянная настройка на бхаву.

V

Цель всех духовных практик и видов йоги — сахаджа-самадхи — есть однонаправленная погруженность в глубокую бхаву.

VI

Духовная практика созерцания без зарождения бхавы подобна попытке греться у кучи веток, когда нет огня, или попыткам плавать в пересохшей реке, где нет воды.

VII

Бхава передается от Мастера к ученику так же, как пламя одной свечи передается к другой. Ум ученика, резонансно настраиваясь на частоту сознания Учителя, постепенно утверждается на новых вибрациях. Поэтому раскрытие бхавы есть Гуру-йога, а Гуру-йога есть настройка на бхаву.

VIII
Путь взращивания Бхавы

Путь взращивания бхавы начинается с передачи от Учителя и испытания кратковременного «вкуса». «Вкус» переживается как ощущение:

~ божественной гордости (ощущение себя просветленным божеством),

~ возвышенности и величия,

~ ощущения «Я есть Всевышняя Сущность»,

~ изумление перед Великой Тайной Бесконечности,

~ всеохватывающий восторг, радость, экстаз,

~ ощущение великой силы, могущества, непоколебимости.

IX
Путь пестования Бхавы

~ Кратковременный «вкус» (раса),

~ постоянное ощущение (бхава),

~ Великое переживание (Махабхава),

~ открытие Естественной Природы (Свабхава).

X
Способы открытия первоначального Вкуса

~ Настройка на сознание Учителя (Гуру-йога),

~ прямое введение Учителем,

~ медитация над великими изречениями, такими как «Я есть Всевышний Источник Бытия» («Ахам Брахмасми»),

~ созерцание с обнаженным осознаванием при интенсивном переживании чувств,

~ интеграция со святыми, божествами в созерцании,

~ медитация на бесконечное пространство,

~ созерцание бесконечности времени,

~ интеграция с возвышенной музыкой,

~ интеграция с первоэлементами Вселенной.

XI
Главные наставления

Не расставаться с Божественной гордостью в трех положениях и четырех действиях, т.е.

~ стоя,

~ сидя,

~ лежа,

~ во время еды,

~ разговора,

~ ходьбы,

~ работы.

Всегда поддерживай такую настройку:

1. Я есть Всевышний Исток Бытия. Я есть Всевышний. Я не отличен от Всевышнего.

2. Я — Верховный Абсолют, один без другого.

3. Я — Бытие, Сознание, Блаженство.

4. Беспокойство, страдание никогда не могут даже приблизиться ко мне.

5. Я есть Высшее Совершенство, и Я всегда пребываю в счастье и блаженстве.

6. Я исконно совершенен в своей Основе.

7. Я всегда чист, и никакие грехи не могут запятнать меня.

8. Я — Бесконечность, у меня нет пределов, границ.

9. Я — непостижим умом, меня нельзя описать логически и постигнуть в двойственных понятиях.

XII
Самопоклонение

а) Очищение ума есть процесс вытеснения нечистых бхав, обусловленных прошлой кармой, единой бхавой Всевышнего Ума — Источника.

б) Где бы ты ни был, чем бы ни был занят, всегда практикуй созерцание и самопоклонение без разделения на поклоняющегося и того, кому поклоняются.

в) Поклонение есть настройка на бхаву и ничего больше. Настройка на бхаву есть прямое созерцание качеств Всевышнего Источника и переживание их в уме и теле, как мироощущение.

г) Такое поклонение именуется Дэва-бхавана — Гордость божества.

д) Гордость божества должна вытеснить другие нечистые бхаваны и рассеять саму идею «я есть тело, я — ограниченный человек».

Поклонение в двойственности есть настройка на Ясный Свет с помощью интеграции со статуей божества, его изображением или святым существом без понимания присутствия Ясного Света в себе.

Самопоклонение есть настройка на Ясный Свет в недвойственности с помощью интеграции со своим Исконным «Я», подобным светоносному бесконечному пространству Вселенной.

XIII
Гуру-йога

Гуру-йога есть постоянная настройка на бхаву Великого «Я» благодаря слиянию с умом Гуру. Бхава Гуру есть бхава Всевышнего Источника, транслируемая через тело человека.

Когда ученик, обладая открытым умом, долго настраивается на бхаву, исходящую от Гуру, она в нем зарождается самопроизвольно даже в отсутствие Гуру. Затем ученик узнает себя как обладателя бхавы, идентичной бхаве Гуру. Так всякая двойственность уходит.

Такова Гуру-йога.

XIV
Как развивать бхаву

Позволь вере вырасти в убежденность.

Убеждайся в этой бхаве непрерывно, вновь и вновь. Всегда чувствуй себя таким.

Позволь убежденности перерасти в непрерывное самопоклонение.

Позволь самопоклонению стать вечным беспредельным экстатичным блаженством, величием и восторгом.

Позволь Беспредельному Величию поглотить относительное «я», связанное кармой.

XV
Стадии закрепления и пестования бхавы

Способы закрепления бхавы:

I. Самоосвобождение

Сначала выполняется непрерывная настройка ума на бхаву с небольшим усилием.

II. Самотрансценденция

Затем происходит безусильная самоотдача бхаве.

III. Самоузнавание

Затем полное отождествление себя с бхавой и узнавание себя как источника всех бхав.

XVI

При пестовании ум йогина непрерывно погружен в бхаву, независимо от того стоит он, ходит, ест, спит или сидит, разговаривает, работает или бежит, он всегда безупречно созерцает бхаву Всевышнего Источника.

XVII
Самоосвобождение.

Означает, что в момент возникновения мыслей, эмоций, клеш, переживаний, йогин держится бхавы, оставляя переживания без внимания и оценок. Вместо того чтобы уделять внимание переживаниям, йогин продолжает удерживать фокус внимания на бхаве.

XVIII
Самотрансценденция

Означает, что, достигнув постоянного переживания, бхавы, йогин обретает уверенность в ней, всегда опирается на нее и обретает в ней прибежище, предаваясь ей, как своему Высшему «Я», позволяя бхаве вытеснить эгоистичные цепляния и отсечь надежды и страхи.

XIX
Само узнавание

Означает, что йогин открыл свое «истинное лицо до рождения», как Всевышний Источник и причину всех остальных переживаний, узнал себя как исконное переживание (Свабхава) и постоянно пребывает в ней. Будучи ей самой, он больше не имеет никаких нечистых двойственных переживаний, обусловленных кармой. Такой йогин является самим Абсолютным Разумом и больше ничем.

XX

Плодом полной реализации является полное вхождение в измерение Чистого видения, а затем в Абсолютное видение и достижение Радужного тела.

XXI
Виды переживаний

Бхава как величие, возвышенность и Божественная гордость.

Бхава как восхищение, преданность и преклонение перед Великим Умом и святыми.

Бхава как чистота и совершенство. Бхава как восторг, радость и экстаз. Бхава как сила, могущество и властность. Бхава как творец и хранитель. Бхава как бесконечность. Бхава как непостижимость и изумление. Бхава как игра спонтанного совершенства. Бхава как равностность и непоколебимость. Бхава как всеохватывание. Бхава как сострадание и любовь.

XXII
Стадии реализации бхавы

I. Стадия очищения (раса)

~ Увеличение сострадания, любви, творческого сознания;

~ рост Чистого видения Гуру, святых, братьев и сестер по Дхарме и мира в общем;

~ увеличение преданности, самоотдачи;

~ уменьшение цепляний, надежд, страха, приятия и отвержения, деления на чистое и нечистое, углубление равностности (одного «вкуса») всех явлений;

~ развитие гибкости ума.

II. Стадия усмирения

~ Усмирение собственного ума, эго, гордости и обычных клеш;

~ усмирение тонких состояний своего ума и сильных клеш;

~ усмирение омраченных мирских умов других и обращение их на Путь Дхармы, пресечение вредоносного сознания с их стороны;

~ усмирение омраченных умов нечеловеческих существ, таких как демоны, духи, сансарные боги и мирские дакини и обращение их на путь Дхармы через связывание обетами, передачу наставлений и т.д.

III. Стадия подношений (Махабхава)

~ Становление подобным божеству и превращение окружающего пространства вселенной в чистое измерение (мандалу);

~ привлечение внимания мирских божественных существ и получение от них посвящений, благословений, пророчеств и похвалы;

~ привлечение внимания великих возвышенных божественных существ верхнего мира форм, получение от них одобрения, благословения, пророчеств, похвалы в снах, медитации или наяву;

~ получение обильных подношений от божественных мирских существ и включение их в мандалу ума как своих спутников и свиты, божеств периферии;

~ получение подношений в качестве центрального божества от великих божеств Вселенной и включение их в мандалу ума как своих спутников и свиты;

~ получение подношений в качестве центрального божества от великих божеств первоосновы Бытия — божеств элементов, главных божеств Вселенной и божеств энергий Времени и Пространства и включение их в мандалу ума как своих спутников и свиты.

IV. Стадия творения и манифестации (Свабхава)

~ Творение отдельных чистых проявлений и миров силой санкальпы означает, что, не покидая самадхи, йогин испускает из себя мириады волшебных эманации;

~ сотворение чистых Вселенных силой санкальпы;

~ сотворение, поддержание и разрушение бесчисленных миров и Вселенных силой санкальпы.

XXIII
как поддерживать бхаву с усилием (самоосвобождение)

Получив передачу от Учителя, следует вспоминать бхаву и однонаправленно удерживать ощущение бхавы в уме с небольшим усилием. Если появляются мысли, эмоции и т.д., позволить бхаве рассеять их, продолжая удерживать фокус сознания на бхаве.

XXIV
Способы открытия бхавы, если она утратилась

~ Настраивайся на величие бхавы Гуру и чувствуй себя ее носителем,

~ медитируй над бесконечным пространством Вселенной, бесконечностью и непостижимостью мира,

~ медитируй над Вечностью и бесконечностью Времени,

~ медитируй на Чистое видение, т.е. на то, что

все люди — божества,

все звуки — мантры,

весь мир — мандала (священное пространство),

все события, которые происходят — игра божеств и Абсолюта,

~ медитируй на Божественную гордость, представляя себя воплощением божества в теле,

~ медитируй на великое изречение «Я есть Всевышний Абсолютный Разум» («Ахам Брахмасми»),

~ выполняй непрерывно, чем бы ни был занят, самопоклонение себе как пространству света,

~ размышляй над текстами, описывающими качества Всевышнего «Я»,

~ настраивайся на просветляющий импульс Вселенной.

XXV
Как настраиваться на бхаву (самотрансценденция)

Сперва бхаву нужно ощутить как бы внешнюю, исходящую от Учителя, от бесконечной Вселенной, а затем соединять ее с созерцанием «Я».

Нужно настраиваться на бхаву, устранив усилие, стоя, сидя, лежа, при ходьбе, еде, разговоре или сне, считая себя нераздельным с бхавой. Для этого следует ощутить себя полым бамбуком, улавливающим колебания ветра или птицей, улавливающей восходящие потоки воздуха при парении.

XXVI
Как слиться с бхавой

Следует полностью отпустить себя, устранить усилие, понятие о себе как о медитирующем, стать пустым и позволить Великой бхаве «подхватить» себя и отдать ей свое «я», не теряя, однако, своей личности.

XXVII
Как окончательно превзойти всякую двойственность

Нужно считать свои мысли, речь и поступки спонтанным, естественным выражением бхавы, весь мир, все звуки и образы считать проявлением и игрой бхавы. В любой ситуации следует ощущать себя проводником и носителем бхавы и проявлять ее тайно или открыто.

XXVIII
Как тренироваться в гибкости проявления бхавы

Иногда следует скрывать бхаву, уводя ее внутрь и, как бы играя, изображать обычного мирского человека, глупца или ученого.

Иногда ее следует проявлять открыто и прямо.

Иногда ее следует проявлять частично, в зависимости от условий, а остальную часть скрывать.

XXIX
Как смешивать бхаву и углублять гибкость

Иногда, следует, поддерживая бхаву, совершать:

~ позитивные,

~ нейтральные,

~ не считающиеся благоприятными (чистыми) действия тела, речи, ума и упражняться в поддержании и гибкости бхавы, в бесконечных ситуациях придерживаясь Чистого видения всего.

XXX
Как проявлять бхаву

~ С посторонними, не разделяющими самайю, бхаву проявляй частично, если можно обратить их умы к Дхарме;

~ с неопытными учениками бхаву проявляй гибко;

~ при передаче наставлений, посвящений — полностью;

~ в обычном общении с учениками проявляй частично, чтобы не подавлять их и не сковывать их, но и не скрывай совсем, изображая простака, чтобы не ввести в заблуждение и не породить сомнения, ведущие к нарушению самай;

~ в уединении, ритрите безраздельно предавайся бхаве без ограничений и позволь ей играть, как ей угодно;

~ при усмирении препятствующих омраченных нефизических существ соедини бхаву с гневными качествами и проявись во всей устрашающей мощи;

~ с равными проявляй бхаву и дружеские отношения;

~ с теми, кто выше, частично скрывай бхаву, т. е. будь скромен, и рассматривай бхаву, исходящую из их умов, — так получишь их благословение.

XXXI
Как распознать отклонения и ошибки

Главные отклонения и ошибки таковы:

~ отвлечение и потеря бхавы — значит терять настройку на бхаву из-за суеты, мыслей и дел;

~ неусердие — значит не концентрироваться на настройке на бхаву;

~ слабая вера — значит иметь сомнения в освобождающей силе бхавы Великого Источника;

~ притупленность — означает, что бхава неясная, неяркая и не дает вдохновения;

~ возбужденность и беспокойство — означает, что на фоне бхавы возникает множество мыслей, которые не самоосвобождаются;

~ избыточное усилие — означает вместо настройки искусственно выдумывать бхаву своим умом;

~ слабое усилие (его недостаток) — означает не применять легкое усилие для поддержания настройки на бхаву;

~ применение усилия на той стадии, когда его нужно оставить, неспособность отпустить себя — означает, что ученику мешает усилие на стадии самоотдачи, если он не оставляет понятие медитации и понятие «я»;

~ увлеченность блаженством, ясностью или Пустотой — означает, что ученик увлекается временными переживаниями вместо распознания Истинной Просветленной Природы бхавы Высшего Источника.

XXXII
Как избавиться от отклонений и ошибок

При отвлечении и потере следует применять «тайного друга» — бдительность, которая контролирует внимательность к бхаве.

При ошибке неусердие следует применять веру и решимость, вызвав санкальпу, и практиковать короткими промежутками, обращая внимание на качество.

При притупленности созерцания в ритрите следует совершить омовение, или медитировать обнаженным, или применить метод «мать кормит сына» и насытить мандалу ума подношением чувств, и так пробудить энтузиазм, т.е. ходить, разглядывая мир, и насыщать восприятие энергией пейзажей гор, рек, лесов и т.д.

При возбужденности отпусти себя и расслабься, размышляй над Вечностью и о том, что все есть иллюзия, подобная сну.

Если усилие слабое, замри на время и породи однонаправленную настройку на бхаву.

Если усилие избыточное, отпусти ситуацию, вообразив себя пучком соломы на дороге или листом, несомым ветром, и зароди безмятежность.

XXXIII
Начальные, знамения и признаки

~ Увидеть себя во сне голым — признак очищения омрачений и кармы;

~ видеть, что поднимаешься на верхний этаж дома, на гору, по лестнице в небо — признак того, что бхава начинает пестоваться.

XXXIV
Знамения и признаки зарождения бхавы в снах

~ Видеть, как святые и божества передают Учения во сне;

~ видеть себя равным среди святых или божеств во сне;

~ видеть в снах себя в облике святого или божества;

~ в снах получать почести, обильные подношения от множества живых существ, таких как боги, дакини, люди, восседая на украшенном троне;

~ в снах получать восхваления от божественных существ, их заверения в преданности, приглашения учить, проповедовать Дхарму в их мире, просьбы о благословении;

~ в снах видеть себя кормящих всех существ во Вселенной.

XXXV
Признаки в видениях энергии

Переживать в видении:

~ дым,

~ искрение,

~ искры или видение светлячков,

~ свет, подобный луне,

~ свет, подобный солнцу,

~ свет, подобный безоблачному небу.

XXXVI
Грубые знаки в медитации

~ Видеть в медитации различные чистые и утонченные предметы;

~ видеть чистые видения: божеств, янтры, мандалы, слоги, буквы;

~ видеть знаки элементов в виде воды, огня и т.д.

XXXVII
Тонкие знаки в медитации

~ В медитации или созерцании дыхание уменьшается так, что не ощущаешь вдохи-выдохи;

~ тело ощущается легким, как пух или хлопок;

~ жизнь продлевается, здоровье укрепляется, тело восстанавливает облик молодого.

XXXVIII
Признаки достижения

Видеть во сне, что сидишь верхом на львах, тиграх, слонах, указывает на Достижение.

XXXIX
Главный знак

Появляется недвойственная мудрость светоносного пространства Пустоты.

XL
Тайные внешние признаки

~ Видение света, исходящего извне или от тела;

~ видение улыбающихся божеств во сне или медитации;

~ переживание нисходящего столба света;

~ блаженство и комфорт в теле (полная податливость тела);

~ ритуальные предметы (четки и т.д.) повисают в воздухе;

~ огонь в свечах или светильниках загорается сам собой;

~ мироточат священные лики и статуи;

~ материализуется священный пепел (вибхути);

~ раздаются чудесные божественные мелодии; ~ ощущаются божественные запахи;

~ иногда в небе видны круглые и прямые радуги или столбы света.

XLI
Внутренние знаки

~ Всегда, при любых обстоятельствах у тебя будут чистые самайи;

~ увеличение преданности, любви и сострадания, Чистого видения Учителя, спутников по Дхарме;

~ исчезновение цепляний и страха, увеличение радости, блаженства, восторга и восхищения.

XLII
О том, чего не нужно делать

~ Путать бхаву с обычной мирской гордыней и вести себя надменно;

~ не проявляй полностью бхаву перед тем, кто не является должным сосудом;

~ не соперничай с теми, кто равен, пытаясь восхитить их;

~ не прячь бхаву перед учениками, которым она нужна;

~ не усмиряй тех, кто сильнее, пытаясь покорить их;

~ не похваляйся перед теми, кто выше, пытаясь привлечь их внимание.

XLIII
Восемь стадий превращения йогина на пути Божественной гордости

1. Обычный человек (пашу).

2. Мастер созерцания (садху), носитель бхавы.

3. Святой — погруженный в Махабхаву.

4. Махасиддха — обладатель Иллюзорного Божественного тела.

5. Божество — обладатель чистого Радужного тела.

6. Божество-творец — обладатель тысяч тел.

7. Великое Божество, творец миров и вселенных, — обладатель божественных тел в виде вселенных.

8. Абсолют — полностью проявляющийся во всем Бытии.

XLIV
Способы углубить бхаву для йогинов, достигших высоких ступеней

~ Созерцай бхаву, используя «пять ядов» как путь; ~ порождай «большой ветер» и созерцай бхаву;

~ практикуй «поведение собаки-свиньи», удерживая Махабхаву;

~ интегрируйся с внешним миром по принципу «мать кормит сына»;

~ «насыщай мандалу ума подношениями» (т.е. позволь чувствам и восприятию быть «живыми», дающими блаженство);

~ интегрируйся с проявлениями внешней шакти в яростных и мирных аспектах (т.е. созерцай внешнее пространство Вселенной, различные необычные явления, поражающие воображение);

~ если обрел силу, посещай места силы и усмиряй других омраченных существ силой бхавы, но если такая сила не обретена, эта практика не должна выполняться;

~ проявляйся, излагая Учение и собирая преданных учеников;

~ испытывай сострадание, отдавая себя другим, и отсеки последние цепляния за «я»;

~ медитируй на внутренний свет и звук согласно наставлениям Гуру, объединяя видения и звуки с бхавой;

~ объединяй бхаву с созерцанием пяти элементов вовне и внутри, обретая власть над стихиями;

~ объединяй блаженство, возникающее в теле, с бхавой, и так, в результате управления праной, обретай контроль энергий и элементов;

~ если бхава не теряется ночью, во сне, несомненно, такой йогин освобожден;

~ объединяй бхаву с любыми переживаниями и оставайся в созерцании;

~ поддерживая созерцание, играй свободно во Вселенной, углубляя бхаву в играх, отпустив свои остаточные кармы.

XLV
Уровни самоосвобождения

~ До уровня двойственной бхавы (свойственное тем, кто практикует двойственное поклонение);

~ до уровня мыслей о Пустоте и Всевышнем Источнике (мысленное самоосвобождение, свойственное пандиту-адвайтисту);

~ до уровня Пустоты без бхавы (свойственное созерцателю-джняни на начальной стадии Просветления);

~ до уровня Пустоты и бхавы (свойственное святому йогу-тантристу, достигшему Иллюзорного тела);

~ до уровня Пустоты, бхавы и материальных элементов (свойственное йогину Ануттара-тантры — махасиддху, достигшему Радужного тела);

~ до уровня Пустоты, бхавы, материальных элементов и творения Иллюзорных тел (свойственное божеству, обладающему силой эманации);

~ до уровня Пустоты, бхавы, материальных элементов и творения вселенных (свойственное божеству, подобному Брахме);

~ до уровня Пустоты, бхавы, материальных элементов, творения вселенных и творения Бытия как такового (свойственное Абсолюту).

XLVI
Какие аспекты открываются в результате практики разные йог

Практика созерцания с обнаженным осознаванием, самоисследование и медитация очищает восприятие «Я», открывают его как Пустотность, Бескачественность, Пространственность.

Настройка и поддержание бхавы, Божественной гордости открывает его проявленные качества:

~ Непостижимость,

~ Бесконечность,

~ Чистота,

~ Совершенство,

~ Блаженство и т.д.

Практика созерцания пространства открывает «Я» как Пространственность и Всепроникновение.

Тайные методы Нада-йоги и Джьоти-йоги открывают «Я» как Светоносность.

XLVII
Как избежать нарушения самой и падений на Пути пестования

~ Порождать глубокое чувство нечистоты, греховности, вины, сомнения в отношении своего тела, себя, своего «я» — является падением на Пути пестования бхавы, которого следует избегать.

~ Порождать чувство нечистоты, отвращения в двойственности в отношении каких-либо явлений во Вселенной вместо распознавания игры чистых энергий Исконного «Я» (Свабхавы) — является падением на Пути пестования.

~ Порождать нечистое видение в отношении Учителя, практики, братьев-сестер по Дхарме — является падением, которого следует остерегаться.

~ Пестование бхавы в двойственности, без правильного созерцания, — является отклонением, когда йогин скатывается на путь двойственной преданности.

~ Питание сомнения в отношении освобождающей силы бхавы сводит на нет Путь ее пестования.

~ Допускать нечистое видение в отношении омрачений, препятствий, клеш и т.д., отвергая их пустотную светоносность и не делая их Путем, если они возникают, — не позволяет достичь высшей реализации на Пути пестования.

~ Преждевременно реально тренироваться с применением клеш, ядов и препятствий — является ошибкой, т.к. это создает лишние трудности и кармы на Пути пестования бхавы, привлекает нечистых существ, которые могут чинить помехи.

САМАЙЯ

Свами Вишну Дэв
Дивья-лока, 2004 г.

Шри Ади Шанкарачарья
Созерцание Брахмана
(Брахману чинтанам)

1. "Воистину, Я — высший Брахман, неуничтожимый, известный как Васудева", — кто с уверенностью так размышляет, тот свободным станет, другой же в цепях незнанья пребудет.

2. О, разум! Медитируй с убеждением: "Я, воистину, высший Брахман, ибо сущность Моя — чистое сознание, и нет для Меня привязанностей, ибо никакие усилия не могут ограничить Меня иль уничтожить".

3. "Воистину, Я — Высший Брахман, и ничто иное как Брахман", — вот так медитируя, брамин в Брахмане должен утвердиться.

4. "От всех ограничений свободное, Я — сознание вечное, Я — То, Верховный Брахман". Этой Истине внимая, как можно в то же время принадлежать касте какой-либо или времени жизни?

5. "Я Брахман есмь", — кто это знает, тот сам становится всем этим. Даже боги не могут ему вред причинить, ибо он становится и их душою.

6. "Сущность того или иного бога отлична от моей природы", — кто так другим богам поклоняется, тот Брахмана не знает, и под власть богов, как скот подъяремный, попадает.

7. Я — Атман, и ничто иное. Воистину, Я — Брахман, не сопричастный горю. Я выражен как Бытие, Сознание, Блаженство, и сущность Моя есть вечная свобода.

8. "Я Брахман есмь", — кто живет с этой верой непрестанно, не совершит тот действия плохого, и не коснутся его ни трудности, ни зло.

9. "Я Брахман есмь", — и с этим убежденьем постоянным верши свой путь счастливо!

10. Кто хотя бы на мгновенье в медитации себя осознает: "Я Брахман есмь", тот даже тяжкие грехи свои разрушит, подобно тому, как тьма растворяется в лучах восходящего солнца.

11. Подобно пузырю, эфир из Брахмана поднялся посредством силы майи; из эфира воздух проявился, из воздуха — огонь, а из огня — вода.

12. А воды землю породили, земля — зерно и рис. И в то же время — земля растворяется в воде, вода — в огне и в воздухе — огонь. В эфир погружается воздух и в непроявленное — эфир. Непроявленное растворяется в чистом едином Шиве. Этот Шива Верховный есмь Я.

13. Я — Вишну, Я — Вишну, Вишну — Я. А кто исполняет действия? Разве Я? Кто наслаждается иль грустит? Я ли? Воистину, все представления подобные есть лишь незнания порождение.

14. Я — непоколебим и беспределен, Я — Говинда есмь и Я же Шива. Я исполнен радости наивысшей, бесконечен Я, нерожденный, бессмертный.

15. Вечен Я и неизменен, бестелесен и неуничтожим, Я есмь бытие, сознание, блаженство. И в сущности своей Я пребываю вне пяти телесных оболочек.

16. Не исполнитель Я и не причастен к делу, и также наслажденья не по Мне. Ни с чем не связан Я. Я высший из Владык. Все органы тела непрестанно работают по причине Моего присутствия в нем.

17. Не имею начала, середины, конца. Я не связан ничем и никогда. По природе своей Я ясен и чист. Воистину, Я Брахман есмь. И нет в этом сомнений.

18. "Воистину, Я — Брахман, а не самсарин, Я — вечно свободный", — в этой истине ты утвердись. Если же трудно ее осознать, то хотя бы слова эти непрестанно повторяй.

19. О чем думаешь, тем и становишься, как в примере с брамарой и китой. Так отбрось же сомненья свои и с решимостью упражняйся в созерцании Истины.

20. Посредством йоги и медитации в течение одного месяца можно освободиться даже от греха тяжкого. Кто один год непрестанно медитацию практикует, тот восемь сил сверхъестественных приобретает. А кто во все время жизни постоянно медитирует, тот даже в этой жизни Освобождения достигает.

21. Я — не тело, не жизненная сила и не органы чувств. А также не разум и не интеллект, не память и не эго.

22. Я — не земля и не вода, не огонь, не воздух, не эфир. Я — не звук, не осязанье, а также и не вкус.

23. Я — не запах и не форма. Майя — не Я. Я — не субъект вертящегося круга перевоплощений. Я — вечный зритель, такова Моя сущность. Воистину Я есмь единый Шива.

24. Воистину, из Меня все сущее исходит. Во Мне все пребывает и растворяется во Мне. Поэтому Я — То, недвойственный Брахман.

25. "Я — Всеведающий, вечный, всемогущий Владыка всего. Я — высшая радость и носитель знания Реальности", — таким должно быть созерцание Брахмана.

26. Воистину, этот видимый мир — заблужденье. Я есмь Брахман — неуничтожимая, высшая Реальность. Доказательство этому — Учение Веданты, Духовный Учитель и собственное осознание.

27. Воистину, Я Брахман есмь. Я не подчинен вертящемуся кругу рождений и смертей. Нет разницы между Брахманом и Мною. Я — не тело, и тело — не Я. Я — вечный и единый.

28. Воистину, Брахман един — нет второго. Кроме Брахмана, истинно, нет ничего иного.

29. Сущность Вед словно лампа сияет в середине лотоса сердца — это запредельный, священный слог АУМ. Постигаемый лишь в медитации глубинной, он является целью всех йогов. Он един во всех существах как соединение Вишну, Учителя и Шивы. Воистину, кто хоть раз так медитировать сможет, тот Освобождения достигнет.

Конец трактата "Созерцание Брахмана"


Безопорная медитация

«Верь всемогущему, всеведающему, наполняющему собой все».

«Вигьяна Бхайрава Тантра» (84)

I. Самоосвобождение

I. Мы садимся в правильную позу (сукхасану или падмасану).

II. Расслабившись, читаем про себя махавакью «Ахам Брахмасми», мы как бы думаем ее, вникая в ее ощущения, при этом акцент делается на втором слове («Брахмасми»).

III. Когда ум направился на идею Великого Источника, перестаем произносить махавакью и настраиваемся только на ощущения.

IV. Медитируя, мы настраиваемся на безграничные качества Абсолюта (всеведающий, вечный, всемогущий, владыка всего, непоколебимый, беспредельный, исполненный радости, наивысший, бесконечный, нерожденный, бессмертный — это все качества второго слова из махавакьи («Брахмасми»).

V. Когда возникают величественные ощущения от созерцания этих качеств, удерживаем их непрерывно, не отвлекаясь даже на миг, при этом мы расслаблены.

VI. Когда ощущения глубокие и сильные, полностью оставляем концентрацию, усилия, позволяем ощущению абсолютности подхватить нас и входим в бхава-самадхи.

II. Самотрансценденция
(смешивание внутреннего и внешнего пространства)

Во второй части медитации на махавакью акцент делается на единстве двух слов «Ахам» и «Брахмасми» (индивидуального «я» и Трансцендентной Реальности).

I. Когда мы достигаем однонаправленной поглощенности чувством (бхавой) возникает ответный импульс Просветления (Ануграха), нисхождения беспричинной милости Абсолюта. Мы пребываем в недеянии, отбросив понятия о медитации и о себе, настраиваясь на этот импульс.

Комментарий: это подобно тому, как радиоприемник настраивается на определенную волну или радиостанция настраивается на определенную частоту. Мы должны быть предельно чуткими, пассивными, воспринимающими, открытыми, пустыми, чтобы мы могли воспринять этот импульс и не потерять его.

II. Настроившись на нисходящий луч силы Просветления, впускаем его в себя, как медиум или шаман впускает духа в свое тело, и отдаемся ему. Для этого мы должны опустошить, отпустить себя, отбросив предпочтения и цепляния нашего маленького «я».

III. Все внешнее пространство внезапно видится как излучение Ануграхи, и в нас начинает вливаться свет беспричинной милости Абсолютного «Я». Открываемся ему, отпуская себя, позволяем ему вливаться в нас, пока идея «я» не исчерпается.

IV. Медитируем на нераздельность «Ахам» (внутреннего пространства, т.е. «я») и «Брахмасми» (внешнего пространства), пока они не смешаются. Признаком того, что они смешиваются, является возникновение устойчивого ощущения единства своего сознания со всеми живыми существам, когда йогин осознает: «Я играю в этом теле так же, как и в других».

III. Самоузнавание (пратьябхиджня)

I. В третьей части акцент делается на третьем слове, т.е. «Я» (Ахам). Теперь все едино с умом, мир един с умом, все есть только Великое «Я» и это есть сам йогин. Здесь йогин узнает свое собственное «я» как обладающее уже всеми трансцендентными качествами. Погружается, созерцая свои собственные трансцендентные качества, медитируя так: «Я есть Абсолют. Я не отличен от Абсолюта». Мы пребываем в осознавании этого и держим это в уме непрерывно. «Я есть Высшее Бытие, я есть сам Абсолют, и я не отличен от Абсолюта», — постоянно напоминайте себе об этом. Бдительно наблюдайте, чтобы ни на секунду не упускать такого ощущения.

II. «Я есть неделимый верховный Абсолют», — йогин непрерывно настраивается на эту санкальпу.

III. «Я есть великое Бытие-исконное Сознание-источник Блаженства, Я есть Сат-Чит-Ананда и я подобен безграничному пространству».

IV. «Ни надежда, ни страх, ни радость, ни горе, ни беспокойство не могут задеть меня», — йогин проникается такой убежденностью и непрерывно убеждает себя постоянным направлением ума на это состояние.

V. «Я абсолютен, я не имею ни надежды, ни страха, я полностью самодостаточен и самоудовлетворен, ничто не может поколебать, смутить меня», — йогин тренируется непрерывно поддерживать такую бхавану, практикуя так, чтобы это убеждение день за днем становилось глубже и глубже. Непрерывно, путем поддержания, он убеждает себя в этом, пока полностью не обретет такую полную поглощенность. «Я абсолютно совершенен, я есть Бытие-Сознание-Блаженство и я безграничен как пространство».

На этом уровне йогин воспринимает весь мир полностью недуальным способом и рассматривает все проявления как свои собственные эманации. Физический мир он рассматривает как свое Воплощенное тело (Шуддха-дехам), проявление энергии, божеств он рассматривает как свое Энергетическое тело (Пранава-дехам) и полностью пустое состояние в недвойственности он рассматривает как свое тело Мудрости (Джняна-дехам). Пребывая в нераздельном единстве этих трех тел, он реализовывает высшее и последнее — тело Абсолюта (Дэва-дехам). Он не имеет конкретной фиксированной формы и может принимать любое обличие, следуя естественному ходу Бытия. Спонтанно откликаясь тысячей различных вещей на благо живых существ, их кармам и потребностям, он может принимать любую форму, соответствующую обстоятельствам. Для этого он эманирует из своего безграничного присутствия тело Мудрости, Иллюзорное тело или Проявленное тело в относительном мире явлений.


Школа Учения,
линия преемственности (парампара)
Монастыря йоги «Гухья Самаджа»

Монастырь является продолжателем древнейших традиций йоги и Адвайта-Веданты, идущих от Авадхуты Даттатрейи, Шри Шанкарачарьи, а также от великих Учителей — сиддхов индуистской йоги и тантры, принадлежащих к древним «Гухьясамаджам ».

Некоторые источники упоминают около миллиона сиддхов, однако почитание сиддхов наиболее распространено в каноне 84 индо-буддийских махасиддхов, 9 натхов и 18 тамильских сиддхов. Многие из них принадлежали к древним тантрическим общинам «Гухьясамаджа». «Гухьясамаджи» — это многочисленные группы бродячих йогинов-аскетов, авадхутов-отшельников, возникшие в Индии в конце 1 тыс., в то время, когда индуистская и буддийская тантры были в пике своего расцвета и не отделялись друг от друга. Наиболее известные из них принадлежат к традиции «Шайвите-натха», такие как Матсиендра, Горакша, Джалендра, Гахини, Чарпати, Ревана, Чауранги, Джаландхара, Вирупа, Канери, Канхапа, Кандхата. Многие из них принадлежали к школе капалика: Анадикала, Ватука, Махакала, Виранатха, Шрикантха, Джаландхара, Канхапа.

К сугата-сиддхам (буддийской школе) принадлежали Нагарджуна, Арья Дэва (Карнарипа), Шантидэва, Шантипа (Ратнакарашанти) и др. Сараха, Сабара (Сабарапа, Шаварипа), Луипа, Нардэва (Наропа) принадлежали к нескольким традициям одновременно. Будучи равнодушными к институциональной религии, многие из них не принадлежали к какой-либо школе, секте, находясь выше религиозных различений, поскольку принадлежность к сиддхам не зависит от принадлежности к какой-либо школе или секте.

Монастырь является хранителем и продолжателем одной ближней и пяти дальних линий преемственности Учений сиддхов и богов. У истоков этих линий преемственности стоят:

~ 5 Великих Риши;

~ Бог Брахма;

~ Авадхута Даттатрейя;

~ Шри Шанкарачарья;

~ Шри Гуру Матсиендранатх;

~ Шри Горакшанатх;

~ Махасиддха Сараха.

Священные тексты данных Учений и наставлений святых хранятся в Монастыре и составляют основу Учения и практики.



* Согласно подходу йога-тантры, йогин, достигший высокой реализации, является многомерным духовным существом, действующим одновременно на нескольких планах: физическом, тонком и духовном, пребывая одновременно за их пределами. В связи с этим сложился особый стиль описания биографий Мастеров, где выделяются одновременно три биографических линии: внешняя, т.е. социальное лицо в обычном мире; внутренняя, отражающая духовную жизнь и взаимодействие с божественными существами других измерений; тайная (эзотерическая), отражающая аспекты Бытия в «чистом видении». Так, Мастер-сиддх может, согласно внешней биографии быть похож на обычного человека, во внутренней биографии быть великим адептом Учения, почитаемым богами и людьми, или инкарнацией какого-либо святого-йогина, в тайной биографии быть воплощением какого-либо божества, нисшедшим в мир людей с определенной миссией. Как правило, внутренняя и тайная биографии не предаются огласке или сообщаются узкому кругу учеников, делящих самайи. Можно сказать, что внешняя биография человека является лишь малой частью, описывающей проявления йогина в материальном мире. Будучи свободными от законов сансары, сиддхи были многомерными существами, одновременно пребывая в нескольких телах в различных измерениях, и понимание их проявлений зависит от ясности ума тех, кто их воспринимает.

 

Яндекс.Метрика